Владимир Галицын: Путина ждать не будет — надо разобраться с ветеринарными правилами
Среди основных проблем, которые волнуют предприятия перед лососевой путиной, — новые правила ветеринарно-санитарной экспертизы. Производственники и субъектовые ветеринары еще не получили ответов на многие вопросы по ВСЭ, отмечает глава Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
— Ветеринарные правила назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы, водных беспозвоночных и рыбной продукции из них, предназначенных для переработки и реализации, — сейчас одна из наиболее острых тем.
Когда проект этого документа еще только обсуждался, мы с коллегами из Сахалинской области задавали вопросы, как выполнять требования на лососевой путине. Должна ли проводиться ветеринарно-санитарная экспертиза лосося, который поступает с неводов на береговой завод для переработки? И как обеспечить такую процедуру, с учетом того что речь зачастую идет об удаленных районах, а назначать и проводить ВСЭ должны специалисты госветслужбы? Нам отвечали, что вопросы поставлены важные и правила не выйдут без учета мнения отраслевого сообщества.
Свои замечания по проекту приказа Минсельхоза не раз совместно высказывали объединения из разных регионов — на площадке Координационного совета рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока. Когда правила уже были приняты, но еще не вступили в силу, на одном из совещаний прозвучало, что Минэкономразвития считает важным пересмотр правил или отмену их госрегистрации — для дальнейшей проработки проблематики с профсообществом. Но что в итоге? Как это все реализовалось?
25 февраля, за несколько дней до вступления новых правил в силу, Министерство сельского хозяйства РФ провело совещание, но в странном составе: пригласили совсем узкий круг представителей рыбной промышленности, но не пригласили представителей территориальных управлений Россельхознадзора, властей нашего региона, а главное — субъектовых ветеринаров, которым и предстояло выполнять положения документа. Тогда было поднято немало тем, даны ответы. Но поступившие уже после встречи письменные разъяснения не содержали той информации, которая прозвучала на совещании, либо содержали информацию, которую можно трактовать по-разному.
Лососевая путина уже на подходе, но неясных моментов еще остается множество. Не понимают, как продолжать работу не только предприятия, работающие с лососем. Вообще вопросов хватает не только у рыбаков, но и у ветеринарных специалистов регионов. И это особенно настораживает.
Например, правила все-таки предусмотрели, что рыба, водные беспозвоночные и рыбная продукция, произведенные на судах, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе после доставки на берег перед выпуском в обращение.
При этом установлено, что переработанная пищевая рыбная продукция, за исключением реализуемой на рынке продукции непромышленного изготовления, не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.
Но в промысловых районах суда принимают уловы на переработку от судов других организаций или с рыболовных участков. Также на флоте вырабатывается продукция, которая относится к переработанной, например консервы.
Когда в таком случае должна проводиться ветеринарно-санитарная экспертиза? Этот вопрос задавал в своем обращении в Минсельхоз России зампред правительства Камчатского края, курирующий ветеринарию, Роман Василевский. Однако полученные ответы не содержат однозначной информации. Мы опять не понимаем, что делать. Предприятия опасаются проблем при проведении путины.
Хочется обратить внимание на еще один аспект — по этому поводу тоже поступают вопросы. Открылась навигация, флот везет рыбу для береговой переработки, при этом одно судно может, например, работать по нескольким разрешениям, осваивая объемы для разных компаний. При этом речь идет о структурах одного холдинга. Происходит ли в этом случае смена собственника и нужна ли ветеринарно-санитарная экспертиза сырья, которое идет на переработку на береговом предприятии? Здесь тоже нужен четкий ответ.
По оценкам краевых властей, для того чтобы выполнять полномочия по ВСЭ только на береговых предприятиях (без учета перерабатывающих судов) региону потребуется порядка 350-400 ветеринарных специалистов. Где взять всех этих людей? Как обеспечить им заработную плату?
В Минсельхозе отмечали, что все эти требования были и раньше, что новые правила практически полностью повторяют прежние. Но почему тогда новый документ вызывает столько вопросов? Если раньше какие-то формальные нормы не соблюдались, но с обеспечением качества и безопасности продукции для людей все было в порядке, может быть, надо пересмотреть правила? Тем более что все административные процедуры и проверки отражаются на стоимости продукции.
Получается, что все забывают о главной задаче, которая стоит перед рыбаками, — поставлять уловы, и тратят множество сил, финансовых средств и времени, чтобы обеспечить выполнение надуманных требований.
Сейчас государство заявляет, что снимать избыточные административные барьеры особенно важно. Как подчеркнул недавно вице-премьер — полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, делать это нужно как можно быстрее.
Мы призываем еще раз собраться — с привлечением представителей рыбной промышленности и ветеринарных специалистов регионов — и подробно ответить на все вопросы по ветеринарно-санитарной экспертизе, с обязательной письменной фиксацией разъяснений. Такое решение поддержал Дальневосточный научно-промысловый совет. Это необходимо, чтобы предприятия могли спокойно продолжать работу.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Апрель 2022 г.