Сенаторы против спешки с инвестквотами
17 ноября в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию прошло заседание рабочей группы по мониторингу принятия нормативных актов для реализации закона о рыболовстве.
Главной темой обсуждения стали проекты постановлений правительства, устанавливающие порядок и процедуру распределения квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, а также требования к объектам инвестиций. На заседание были приглашены члены верхней палаты парламента от приморских регионов, представители Минсельхоза, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Росрыболовства, администрации президента РФ, руководители крупнейших рыбацких ассоциаций.
Глава рабочей группы, член СФ от Сахалинской области, Александр Верховский напомнил, что во исполнение закона предстоит разработать 25 правовых актов и внести изменения в еще 12 документов. Он подчеркнул, что эти нормативные акты должны соответствовать духу и идеологии закона, который был принят в весеннюю сессию.
«Речь идет о распределении нового вида квот на инвестиционные цели, объем которых составляет около полумиллиона тонн водных биоресурсов, а это приблизительно 500 млрд. рублей. Цена вопроса высока», – предупредил сенатор.
Росрыболовство не хочет погони за дедвейтом
О ходе подготовки проектов подзаконных актов членам рабочей группы доложил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Он охарактеризовал инвестиционные квоты как инновационный инструмент господдержки. «По нашим оценкам, с помощью инвестквот можно привлечь около 200 млрд. рублей частных инвестиций в течение пяти – семи лет, что позволит значительно увеличить вклад отрасли в ВВП России», – заявил чиновник.
По словам Петра Савчука, при работе над первоначальной версией проектов подзаконных актов федеральное агентство придерживалось мнения, что «государственную поддержку требуется направить именно в те области, где, вероятно, значительно будет увеличена экономическая отдача при освоении водных биоресурсов». В процессе обсуждения актов с другими ведомствами и бизнес-сообществом, а также после выхода поручений президента, этот подход был несколько скорректирован, в частности, расширен список видов ВБР, предназначенных для инвестквот, добавлены новые типы судов и береговых заводов.
«В проектируемых актах предусмотрены минимальные, базовые требования к производствам. Это физические параметры для судов – габаритная длина и валовая вместимость, а также требования к перерабатывающему оборудованию», – пояснил замглавы Росрыболовства. – «Мы исходили из того, что все проекты должны быть с 10% доходностью и окупаемость инвестиций должна быть в течение десяти лет».
Он упомянул об еще одном варианте пакета подзаконных актов, который был разработан в рамках выполнения поручений по итогам совещания под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. «Были подготовлены версии нормативно-правовых актов – в зависимости от дедвейта и тоннажа. Здесь очень много спорных вопросов, так как уже не рассматривается вопрос о продукции более глубокой степени переработки. Более того, регулировать этот процесс очень сложно», – озвучил опасения Петр Савчук.
«Мы считаем, что при расчете по дедвейту существуют большие риски, – добавил он. – Экономика рыбопромыслового судна не зависит от водоизмещения. Погоня за дедвейтом может привести к неэффективности инвестиционных проектов, отсутствию экономического роста и сохранению сырьевой модели в производстве».
Минвостокразвития за снижение барьеров для бизнеса
Замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков указал на необходимость не ограничивать бизнес при принятии инвестиционных решений, минимизировать барьеры, преграждающие доступ к ресурсу, для добросовестных участников отрасли и исключить влияние чиновников на распределение инвестквот. По словам представителя министерства, избыточные требования к предприятиям могут быть на руку отдельным компаниям, «но системно отрасли не помогут». К категории барьеров отнесены, в частности, требование заключенных договоров на строительство рыбопромысловых судов и перерабатывающих заводов уже на этапе заявительной кампании или слишком высокий размер банковской гарантии.
В министерстве выступают за поэтапное распределение инвестквот и более продолжительную заявочную кампанию, чтобы иметь возможность опробовать этот механизм; если понадобится, исправить все ошибки и только после этого распределять основную часть ресурса. «Уходить, по сути, в эксперимент сроком более 15 лет – ошибка дорого обойдется отрасли и государству», – уверен Александр Крутиков.
При расчете инвестиционных квот предлагается «привязать конкретную долю квоты к объективным характеристикам судов и рыбоперерабатывающих заводов, при этом исключив избыточную типизацию объектов инвестиций». В качестве такой характеристики для судов рассматривается валовая вместимость, а для заводов – годовая производственная мощность.
В отличие от Росрыболовства, продвигающего идею «аукциона на понижение», Минвостокразвития предлагает распределять квоту при превышении объема заявок над ресурсом путем пропорционального сокращения долей. «У рыбака будет выбор: либо он отказывается от меньшей квоты и она распределяется в пользу других участников отбора, либо все соглашаются, и идет заключение договоров», – описал механизм замминистра.
Кроме того, в Минвостокразвития считают правильным предоставить приоритетный доступ к ресурсу предприятиям, которые будут строить суда на дальневосточных верфях. «У нас есть два решения. Мы их пока не обсуждали с рыбацким сообществом, но хотим это сделать в ближайшее время. Это либо преимущественное распределение тем, кто хочет строить суда именно на Дальнем Востоке, либо применение повышающего коэффициента к заявке. Мы готовы это обсуждать», – рассказал заместитель министра.
По его словам, принципы и подходы к распределению инвестквот планируется обсудить через полторы недели в правительстве на совещании с участием вице-премьеров Аркадия Дворковича и Юрия Трутнева, куда будут приглашены и рыбаки.
Проекты не поспевают друг за другом
Председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев обратил внимание на неразбериху с публикацией различных версий проектов постановлений и сроками их прохождения ОРВ. «Августовская» и «октябрьская» редакции различаются кардинально, а третий вариант стал доступен рыбацкому сообществу только на этой неделе. На вопрос, какой из них считать актуальным, четкого ответа, похоже, не могли дать не только представители бизнеса, но и сам разработчик.
«Ситуация странная, мы, во-первых, не понимаем, с каким актом мы работаем. Во-вторых, этот вопрос будет обсуждаться на уровне правительства, которое, как я понимаю, на сегодняшний день еще не определилось, каким путем идти, и хочет посоветоваться с рыбаками. В связи с этим срок до 1 декабря выглядит очень странно», – выразил мнение президент ВАРПЭ Александр Фомин.
«Получается, что мы говорим одновременно и об одном, и о другом комплекте, они смешались. Каков статус последнего комплекта документов, который мы получили буквально на днях? Прошел ли он определенные процедуры или может случиться так, что через неделю мы увидим четвертый или пятый комплект документов?» – возмутился президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.
От путаницы с терминологией и сроками надо избавляться, считает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. «Необходимо сделать нормы простыми, понятными в исполнении, так как на их основе будут строить работу не только рыбаки и органы исполнительной власти, но и контрольно-надзорные и правоохранительные органы», – указал руководитель объединения.
Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац хотя и признал, что параллельное размещение различных версий проектов внесло сумятицу, но заявил, что это даже хорошо, «потому что публично можно было высказаться по поводу двух альтернативных подходов к решению проблемы». По словам главы департамента, сейчас для прохождения процедуры по ОРВ направлен пакет документов, который рассматривался на комиссии у вице-премьера Аркадия Дворковича. В Минсельхозе предпочли бы не затягивать дискуссию, а до 1 декабря получить и заключение по ОРВ, и позиции других ведомств, для того чтобы внести проекты в правительство.
Замдиректора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Елена Бельская подтвердила получение трех проектов постановлений, но удивилась, что в рамках публичных консультаций, срок которых истекает 18 ноября, от рыбаков или регионов не поступило ни одного предложения. Ассоциация добытчиков минтая 16 ноября направила в Минэкономразвития замечания для участия в ОРВ, возразил Герман Зверев, попросив перепроверить их наличие в распоряжении министерства. Он также предложил направить в правительство проекты актов только после того, как завершится процедура ОРВ по обоим вариантам – и августовскому, и октябрьскому.
Рыбаки опасаются новых рантье
В октябрьских проектах постановлений создается юридическая основа для появления новой категории рантье, предупредил Герман Зверев. Если судно, предназначенное для промысла минтая и сельди, получит в довесок квоты на треску, камбалу, креветку и другие непрофильные объекты, они, естественно, будут продаваться. Для Дальнего Востока, где под инвестквоты может быть зарезервировано свыше 500 тыс. тонн, размер «квот на продажу» может получиться весьма значительным. Чтобы избежать таких последствий, РСПП предлагает предусмотреть обязательное освоение инвестквоты именно на том судне, под строительство которого она выделялась.
Другая рекомендация касается исключения проектов по реконструкции рыбоперерабатывающих фабрик из претендентов на инвестиционные квоты. По словам Германа Зверева, налицо противоречие с законом, где прописано, что квоты господдержки предоставляются под построенные рыбопромысловые суда и береговые заводы. И в Минвостокразвития, и в Росрыболовстве с такой позицией согласны. Петр Савчук заверил участников заседания, что реконструкции в последнем варианте нормативных актов уже нет.
Недальновидным, по мнению экспертов, выглядит директивное ограничение типов судов – ведь никто не знает, что произойдет в мировом рыболовстве через 15 лет, и будет ли минтай по-прежнему основой вылова российских рыбаков. «Мы предлагаем либо использовать для расчета инвестквоты, закрепляемой для инвестпроекта по строительству рыбопромыслового судна, объективные физически измеримые параметры, исключив чрезмерную и необоснованную детализацию типов оборудования, либо расширить перечень типов рыбопромысловых судов для Дальнего Востока, в том числе применительно к минтаю и сельди», – высказал мнение Герман Зверев.
Предложенная Росрыболовством типология судов не устраивает и рыбаков Приморского края. Сенатор от Приморья Людмила Талабаева усомнилась в том, что именно представленные в проектах постановлений узкоспециализированные типы рыбопромысловых судов, ограниченные использованием в одной промысловой зоне, составляют основную потребность отрасли. Она выступила с инициативой распространить господдержку и на строительство судов для освоения перспективных объектов промысла, таких как сардина-иваси и скумбрия, отметив их перспективность для внутреннего рынка.
О поэтапном подходе Минвостокразвития в части строительства рыбопромысловых судов одобрительно высказался Александр Фомин. Президент ВАРПЭ предложил пойти дальше и сделать пилотный проект на Дальнем Востоке, не трогая остальные бассейны, пока вся схема не будет отработана.
Береговые заводы – последний шанс для «прибрежки»
За счет использования инвестиционной квоты можно смягчить проблему с резким сокращением квоты прибрежного рыболовства, которое ожидается после 1 января 2019 г., отметил Герман Зверев. Большинство нынешних прибрежников готовы перейти в промышленное рыболовство, если не дать им веского стимула остаться. По оценкам дальневосточных субъектов РФ, объем добычи «прибрежки» в регионе сократится с 390 тыс. тонн до 110-120 тыс. тонн.
«В этой ситуации предусмотренный законом повышающий коэффициент не сработает», – заверил Герман Зверев, приведя расчеты, что гипотетическая прибавка на каждое предприятие составит всего несколько сотен тонн. – «Это никакой не стимул». По словам руководителя объединения, ситуация изменится, если разрешить строить заводы, под которые выделяются инвестквоты, только в прибрежных регионах. «Специализация заводов, которая предлагается нами, добавит в прибрежное рыболовство свыше 100 тыс. тонн только на Дальнем Востоке», – убежден председатель профильной комиссии РСПП.
Росрыболовство с такой оценкой не согласно. Петр Савчук назвал некорректным анализ по прибрежному рыболовству. «Если создавать современное производство, работать современными судами, современную логистику создавать, тогда это будет работать и это даст результат», – с жаром заявил он. – «Поэтому я бы предостерег делать такие заявления, не нужно здесь бросаться такими цифрами».
Замначальника управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Вадим Зеленев обратил внимание, что потери прибрежного рыболовства означают ухудшение социально-экономического положения населения, которое проживает на этих территориях. Такой цели не было ни в поручениях президента, ни в законе, ни в постановлениях правительства.
Прогноз РСПП полностью разделяют дальневосточные регионы. «По нашим оценкам, максимально большое количество предприятий Сахалина и Камчатки не выберут режим прибрежного рыболовства, если не будут созданы те условия, о которых здесь было сказано. Если не будет привязки строительства рыбоперерабатывающих заводов к конкретной территории. Проекты актов сегодня об этом не говорят. Если не будет этого в проектах актов, «прибрежка» просядет примерно на 150 тыс. тонн. Все выберут тот режим, потому что он наиболее благоприятен для бизнеса», – не строил иллюзий зампредседателя правительства Сахалинской области Сергей Подолян.
Привязку заводов к приморским территориям поддерживают и на Севере. «Выделение квот на инвестиционные цели для строительства рыбоперерабатывающих заводов должно происходить для предприятий, расположенных на территории субъекта», – передал позицию региональных властей председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский.
Евгений Кац уведомил, что вопрос о размещении заводов на территории прибрежных регионов является одним из принципиальных и будете вынесен на рассмотрение правительства для принятия окончательного решения. Завершая дискуссию, Александр Верховский отметил, что от эффективного распределения инвестиционных квот зависит, получит ли отрасль дополнительный импульс развития. Он предостерег от чрезмерной спешки с подготовкой подзаконных актов, особенно в той части, где фактически речь идет о судьбе прибрежного рыболовства. «Обсуждать это можно дольше на месяц, на два, на три – сколько нужно, цена ошибки чрезвычайно высока», – констатировал сенатор.
«На самом деле задача – чтобы рыба приходила на берег, чтобы работала береговая инфраструктура и маломерный флот, который доставит эту рыбу на берег, а на берегу развивались дальневосточные поселки и села, были организованы рабочие места и налажена эффективная экономика», – подвел итог Александр Верховский. Он добавил, что доклад о состоявшейся дискуссии будет представлен председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.
Fishnews