Что происходит в отрасли
Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области провела пресс-конференцию об итогах 2019 года и перспективах ближайшего будущего. Самые интересные темы встречи – в материале Fishnews.
Рассказывает статистика
За 2019 год предприятия островного региона взяли более 655 тыс. тонн рыбы и морепродуктов. Уловы не дотянули до показателей прошлого года, но специалисты связывают небольшое снижение с изменениями подходов лососей. Из общего объема добычи на долю предприятий АРСО приходится около 80%.
У жителей материка Сахалин и Курилы по-прежнему ассоциируются с морскими богатствами. Рыбное хозяйство в регионе – на втором месте по налоговой отдаче, обратил внимание президент ассоциации Максим Козлов.
По данным областного агентства по рыболовству, за январь-ноябрь налоговые отчисления от предприятий отрасли составили свыше 6 млрд рублей – в 1,7 раза больше, чем за тот же период 2018 года.
К 1 декабря выпущено 400 тыс. тонн продукции. Ожидается, что анализ по итогам 2019 года покажет 430 тыс. тонн. «В 2019 году значительную долю добытых водных биоресурсов мы поставили на территорию РФ», – рассказал руководитель ассоциации. Отмечено увеличение поставок сельди, филе минтая.
Несмотря на все сложности и законодательные встряски, компании продолжают реализацию проектов по развитию. Международное внимание привлек запуск рыбоперерабатывающего комплекса на Шикотане. Введены в эксплуатацию новые лососевые рыбоводные заводы – на ручье Чекист, реке Чеховка и других водных объектах, привел примеры новых производств руководитель областного агентства Иван Радченко.
Возможности региона в сфере рыбопереработки должны расширить новые производства: компания «Невод» строит завод по программе инвестквот в Томаринском районе. Южно-Курильский рыбокомбинат планирует ввести в эксплуатацию на Кунашире мощности по выпуску рыбной муки и жира. Курильские острова вообще превратились в острова особой инвестиционной активности рыбаков. На Шикотане продолжается реализация проекта рыбокомбината «Островной», на Северных Курилах строят заводы компании «Алаид», «Гранис».
«Отрасль не стоит на месте, развивается, предприятия вкладывают частные инвестиции», – подчеркнул Иван Радченко.
Учитывая значение отрасли для региона, уже поднимался вопрос о создании в области министерства рыбного хозяйства, обратил внимание Максим Козлов. Это вошло в проект рекомендаций парламентских слушаний, которые проводила в ноябре Сахалинская областная дума.
Последствия аукциона
Прошлый год ознаменовался серьезными событиями, изменившими жизнь в отрасли. Со дня принятия федерального закона о рыболовстве исполнилось 15 лет. По этому случаю в Госдуме прошла большая конференция. На ней говорилось о задачах, которые предстоит решать как рыбакам, так и государству, рассказал Максим Козлов.
Одним из основных посылов при обсуждении закона о рыболовстве стало сохранение исторического принципа, отметил руководитель АРСО. Незыблемость этого подхода (причем ее в свое время гарантировало государство) пошатнулась. Компании активно выступали против внедрения аукционов. О том, что изменение доступа к ресурсу пагубно скажется на рыбной отрасли Сахалинской области, предупреждала и региональная ассоциация.
Бизнес-сообщество предлагало альтернативные пути развития отрасли, в том числе способы пополнения бюджета, напомнил Максим Козлов. Тем не менее решение о крабовых аукционах было принято.
По оценкам АРСО, в результате изменения доступа к ресурсу предприятия области лишились 10 тыс. тонн крабовых квот. В ассоциации подсчитали, что за десять лет регион потеряет порядка 6 млрд рублей налоговых отчислений. «Эти цифры мы берем из расчета того, что, безусловно, ставка сбора за водные биоресурсы будет расти», – объяснил президент объединения.
Примечательно также, как изменения отразятся на показателях по экспорту. Федеральные власти заявили о необходимости повышать отдачу от работы на внешних рынках – для этого предусмотрен специальный нацпроект. Каждому региону поставлена своя задача. На 2019 год для Сахалинской области определили показатель 770 млн долларов. Предварительные оценки позволяют говорить, что эта планка достигнута. Однако на октябрьском аукционе победителями стали прежде всего компании других регионов. «Соответственно, ожидаем, что произойдет сокращение объема экспорта, так как в экспорте Сахалинской области объемы крабов составляли значительную долю – порядка 30%, – рассказал Иван Радченко. – Мы сейчас направили обращение в Минсельхоз России, чтобы нам пересмотрели этот показатель, чтобы мы могли его исполнить в 2020 году».
В ожидании лосося
Журналисты, конечно, не могли оставить без внимания тему лососевой путины. Организация промысла красной рыбы на Сахалине традиционно сопровождается большим количеством вопросов.
Сейчас идет подготовка стратегии на предстоящий лососевый сезон. Вот уже третий год такие планы на путину разрабатываются для каждого региона, весной их рассматривает Дальневосточный научно-промысловый совет.
Без ограничений промысла не обходится. Возможно, вновь будут приняты меры по длине центрального крыла ставного невода, закрыты для лова определенные районы. Предприятия, в общем-то, относятся к мерам регулирования с пониманием, ведь главное – это сохранение биоресурсов, такой приоритет установлен и в федеральном законе о рыболовстве, отметил Максим Козлов. «Мы в этом смысле очень плотно работаем с наукой, понимая, что какие-то меры ограничительного характера на рыбаков будут распространяться», – рассказал руководитель ассоциации.
Естественно, АРСО нацелена на то, чтобы рыбалка организовывалась без сбоев, решения принимались оперативно. На последнем заседании ДВНПС во Владивостоке Сахалинская область поставила такое количество вопросов, что Росрыболовство согласилось провести внеочередную встречу совета. Она должна состояться на Сахалине в конце февраля.
Диалог регионов
Журналисты задали вопрос о транзитных лососях. Эта тема поднимается не только по Северным Курилам, но и по северо-западу Сахалина.
«Мы с большим уважением относимся ко всем нашим коллегам из других субъектов Федерации, понимая, что какие-то, наверное, точки соприкосновения у нас имеются на сегодняшний день, но мы точно знаем, что наши сахалинские предприятия в обиду не дадим», – прокомментировал президент АРСО.
Он отметил, что предприятия Северных Курил как никто другой откликнулись на участие в программе «Доступная рыба» в 2019 году, когда практически не было горбуши на Сахалине. В ассоциации не устают напоминать и о том, что именно рыбная отрасль обеспечивает основное количество рабочих мест на северокурильских территориях.
Иван Радченко обратил внимание, что сегодня в законодательстве у регионов нет полномочий заключать соглашения. Для обсуждения промысла на Северных Курилах решено создать рабочую группу, с участием представителей Сахалинской области и Камчатки. «Мы в конце прошлого года направили свои предложения для включения в состав рабочей группы. Насколько я знаю, Камчатский край тоже направил предложения по кандидатурам, но на сегодняшний день пока еще такой орган не собирался», – рассказал руководитель агентства.
На пресс-конференции прокомментировали и вопросы промысла на северо-западе Сахалина. Областная ассоциация ведет переговоры с Ассоциацией предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. «Надеемся, что сможем найти какой-то консенсус и на ДВНПС на Сахалине мы подпишем соглашение о сотрудничестве», – поделился планами Максим Козлов.
Снова о госконтроле
АРСО неоднократно выступала с предложениями по переформатированию контроля в рыбной отрасли. «Это не значит, что мы всех призываем не осуществлять функции по контролю и надзору, не ловить браконьеров», – обратил внимание руководитель ассоциации. Напротив, организация готова оказывать всяческое содействие в борьбе с незаконным промыслом.
Но в рыбном хозяйстве, как и в других отраслях, стоит внедрять риск-ориентированный подход, о котором активно говорят на федеральном уровне. При осуществлении госконтроля необходимо учитывать добросовестность предприятий, их репутацию на рынке и в социальной сфере, считает Максим Козлов.
В рамках запущенной на государственном уровне «регуляторной гильотины» планируется убрать избыточные и неэффективные требования. Однако пока под эту сферу не попадает работа пограничной службы. Есть вопросы и к ветеринарному оформлению, рассказал президент АРСО.
Новый глава правительства Михаил Мишустин заявил, что намерен эффективно провести реформу контроля и надзора. «Мы очень надеемся, что со своей стороны сможем озвучить некоторые проблемы», – сообщил Максим Козлов. В ассоциации рассматривают возможность направить обращение к новому премьер-министру.
«Неодуемый» вопрос
Одним из острых вопросов для предприятий Сахалинской области остается организация промысла объектов, для которых не устанавливается общий допустимый улов, – в обиходе их называют «неодуемыми».
С 2019 года вступили в силу изменения законодательства о рыболовстве. Для добычи «неодуемых» в море теперь не требуется рыболовный участок, однако для промысла анадромных видов рыб, к которым относятся и тихоокеанские лососи, участки остались.
В результате появилась основа для конфликта интересов. В местах, где добывает лососей один пользователь, может установить невод для вылова «неодуемых» другой.
В 2019 году уже был такой конфликт, его удалось в определенной степени разрешить, но напряжение будет нарастать, считает Максим Козлов. Ассоциация обратилась по этой проблеме в Росрыболовство и рассчитывает на поддержку.
Масштабные планы
Уже давно власти обсуждают, каким образом обеспечить перевалку рыбопродукции через российские порты, обслуживание судов в России. Недавно об этом говорил и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Стоит задача реализовать 10 масштабных инвестиционных проектов. В том числе создать логистический хаб Северного морского пути, рассказал руководитель областного агентства по рыболовству. В рамках этого проекта планируется построить складские помещения, контейнерный терминал, реконструировать гидротехнические сооружения. Есть идеи и по организации рыбной биржи. Но тут требуется создать комфортные условия по оформлению судов. «Задача поставлена – мы сейчас работает над ней», – отметил Иван Радченко.
Стимулы из бюджета
На пресс-конференции говорилось и о мерах поддержки, которые оказываются в области предприятиям отрасли. В прошлом году возмещены затраты на реализацию инвестиционных проектов на сумму более 250 млн рублей. «8 миллионов мы компенсировали предприятиям, занимающимся выпуском консервов из рыбы и морепродуктов», – сообщил руководитель агентства.
Финансирование может быть увеличено. Два года в региональной программе развития рыбохозяйственного комплекса не предусматривалось средств для поддержки лососеводства. Однако в бюджете на 2020 год включено 25 млн рублей, чтобы компенсировать затраты на приобретение посадочного материала, кормов. «Обратимся в случае необходимости за дополнительными денежными средствами», – рассказал Иван Радченко.
Мореходкам нужна поддержка
Говорилось о безопасности работы флота. Представители рыбной промышленности в этой связи обратили внимание на подготовку кадров. Здесь опять встает вопрос с состоянием мореходок, отметил председатель правления АРСО Дмитрий Пашов. Материальная база учебных заведений, аппаратура, на которой обучаются курсанты, – вот на что стоит обратить внимание государству. Хорошее образование, достойная заработная плата, уважение к профессии моряка – те составляющие, которые важны для нормальной работы флота.
Проблема поднимается не впервые. По словам Максима Козлова, участники ноябрьских парламентских слушаний решили обратиться к Росрыболовству, Минтрансу, чтобы ведомства уделили особое внимание невельской и холмской мореходкам, аппаратуре для занятий.
Пресс-конференции Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области уже становятся традицией – представители объединения рассказывают журналистам об острых вопросах отрасли, о ее работе в регионе.
«Мне кажется, это очень хороший показатель открытости рыбаков», – отметил модератор пресс-конференции, член Общественного совета при Росрыболовстве от региона Эдуард Климов.
Маргарита КРЮЧКОВА, газета « Fishnews Дайджест»
Январь 2020 г.