Ключевые события 2014 года: продолжение следует
Открывая новый рабочий сезон, Fishnews решил напомнить читателям о наиболее значимых событиях, которые происходили в рыбной отрасли в 2014 году. Многие из поставленных тогда вопросов еще только предстоит решить.
Смена руководства
В начале прошлого года покинул свой пост глава Росрыболовства Андрей Крайний, руководивший отраслью около семи лет. 16 января 2014 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, предусматривающее возможность осуществления полномочий заместителя министра сельского хозяйства и руководителя Федерального агентства по рыболовству одним и тем же лицом. Было заявлено, что решение направлено на оптимизацию деятельности Минсельхоза и ФАР, а также на повышение эффективности работы отрасли. Росрыболовство возглавил Илья Шестаков (распоряжение о его назначении на новый пост было подписано 17 января). Любопытно, что документ об освобождении от должности Андрея Крайнего вышел только в марте.
Рассказывая Fishnews о приоритетах работы в новой должности, руководитель ФАР отмечал создание предпосылок для увеличения производства рыбопродукции с повышенной добавленной стоимостью (за счет развития прибрежной инфраструктуры), борьбу с браконьерством, развитие аквакультуры. Также важным направлением работы Илья Шестаков назвал модернизацию «исторического принципа» распределения квот на вылов водных биоресурсов, порядка распределения рыбопромысловых участков. При этом глава Росрыболовства добавил, что нужно «именно совершенствование системы, а не ее пересмотр».
За дискуссиями по поводу того, по какому принципу распределять промысловые лимиты, следили не только представители рыбной промышленности, но и широкая общественность.
Отрасль обзавелась своим департаментом
После возвращения рыбного хозяйства в ведение Минсельхоза в 2012 году вопросами отрасли в министерстве занимался департамент регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Эксперты неоднократно критиковали такую многопрофильность подразделения.
В марте на расширенном заседании коллегии Росрыболовства министр сельского хозяйства Николай Федоров сообщил, что в Минсельхозе появится департамент рыболовства. Министр отметил, что структура прежде всего займется реализацией отраслевой госпрограммы, а также подготовкой федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса. В качестве еще одной причины для изменений глава ведомства назвал большое количество вопросов, связанных с коррекцией нормативной базы.
Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры появился в апреле – новое подразделение возглавил Евгений Кац, ранее руководивший управлением правого обеспечения Росрыболовства. В интервью Fishnews директор департамента подчеркивал: нормативно-правовые акты разрабатывались и будут разрабатываться во взаимодействии с ФАР. «Думаю, что никто не заинтересован в том, чтобы разделять Росрыболовство и департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза», – заявил тогда Евгений Кац.
Налоговое бремя покоя не дает
В 2014 году с новой силой продолжилось обсуждение идеи по изменению принципа расчета сбора за пользование водными биоресурсами. В январе внимание профессионального сообщества привлек законопроект Минсельхоза, предусматривающий 50% ставку при продаже рыбных товаров на территории Таможенного союза, 70% – при отправке на экспорт. Согласно действующему Налоговому кодексу, напомним, есть возможность установления ставки сбора в размере 15% от нормативной.
За счет поправок в НК планировалось преодолеть сырьевую направленность экспорта продукции из водных биоресурсов, недостаточную загруженность береговых российских предприятий, стимулировать производство продукции с высокой степенью переработки и поставки рыбы на рынок РФ.
Вполне ожидаемо законопроект вызвал негативную реакцию в рыбацком сообществе. Специалисты обращали внимание на то, что налоговые платежи рыбодобывающих предприятий возрастут примерно на 3,5 – 4 млрд. рублей, под увеличение сборов попадут и поставки товаров на внутренний рынок. Представители рыбной промышленности и органов власти задавали вполне справедливый вопрос: каким образом будет осуществляться администрирование уплаты сбора и что следует считать переработкой? В феврале поправки рассматривались на расширенном заседании рабочей группы при Минсельхозе. Участники встречи пришли к выводу, что законопроект об изменении ставок сбора сырой и требует существенной доработки в части концепции, финансово-экономических обоснований и механизма реализации.
Ближе к концу года был предложен новый вариант поправок: не использовать 15% преференцию «в отношении объема водных биоресурсов, планируемого к экспорту в виде рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов», согласно перечисленным в законопроекте кодам ТН ВЭД ТС. В качестве целей вновь заявили развитие рыбопереработки и обеспечение потребностей внутреннего рынка. В финансово-экономическом обосновании отмечалось, что поправки помогут дополнительно получить в бюджет РФ до 3,7 млрд. рублей.
Однако эксперты, как и ранее, указали на проблемы реализации законопроекта, несоответствие заявленных целей и механизма их достижения, возможность негативных последствий для инвестиционной активности в отрасли.
Глава Росрыболовства обратился в межведомственную рабочую группу при Контрольном управлении президента с просьбой еще раз рассмотреть вопрос о дифференцированном подходе. Руководитель ФАР отметил, что усиление налогового бремени противоречит посланию президента. «В целом я считаю, что сейчас не время для того, чтобы повышать налоговую нагрузку на рыбаков», – заявил Илья Шестаков.
Науку не отдали в частные руки
Включение всех рыбохозяйственных научных организаций в форме ФГУП в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества вызвало большой резонанс в 2013 году. Против передачи институтов, от работы которых зависит успешность функционирования рыбохозяйственного комплекса, в частные руки выступило руководство отрасли, профессиональные объединения, ученые и эксперты.
Вопрос удалось решить: весной 2014 года Правительство РФ поддержало исключение рыбохозяйственных научных организаций из прогнозного плана (программы) приватизации. Было выпущено распоряжение об их реорганизации – переходе из формы ФГУП в ФГБНУ.
В качестве федеральных государственных бюджетных научных учреждений должны продолжить свою работу ВНИРО, ТИНРО-Центр, МагаданНИРО, КамчатНИРО, СахНИРО, ПИНРО, АтлантНИРО, АзНИИХР, КаспНИРХ, ВНИИПРХ и Госрыбцентр. Также в ноябре подписано распоряжение о создании ФГБНУ на базе Южного НИИ рыбного хозяйства и океанографии (Керчь, Республика Крым) и передаче его в ведение Росрыболовства.
Как сообщали ранее в федеральном агентстве, переход институтов из формы ФГУП в ФГБНУ должен стать первым этапом реформирования системы управления отраслевой наукой. На второй стадии предполагается централизация управления. За счет преобразований планируется повысить эффективность работы институтов, снизить влияние субъективных факторов при определении общего допустимого улова.
Крымский улов
Вхождение в состав России Республики Крым и Севастополя потребовало интеграции рыбохозяйственного комплекса этих регионов в систему рыбной отрасли РФ. Столь серьезные перемены поставили перед крымскими рыбаками и переработчиками непростые вопросы.
Была организована перерегистрация предприятий, переосвидетельствование флота. В сентябре два керченских рыбопромысловых сейнера первыми на полуострове подняли российские флаги. В правила рыболовства для Азово-Черноморского бассейна в связи с появлением двух новых субъектов РФ были внесены изменения.
Как отмечал руководитель Росрыболовства, крымским производителям рыбной продукции приходится осваивать по сути новый для них рынок. «Мы рассчитываем, что торговые компании, переработчики, розничные сети обратят внимание на продукцию крымчан, тем более что предприятия, которые уже начали закупки, отмечают высокое качество сырья», – заявил Илья Шестаков.
Рынок и санкции
Среди событий в рыбной отрасли хочется выделить эмбарго, введенное в августе в ответ на антироссийские санкции. Под запрет на год (причем этот срок может быть пересмотрен) попали поставки в нашу страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, Австралии, Канады, Норвегии, стран Евросоюза. Список санкционной продукции был утвержден Правительством. В перечень вошла и продукция из водных биоресурсов (коды ТН ВЭД 0301-0308).
К списку практически сразу возникли вопросы. Специалисты недоумевали, почему в нем не оказалось рыбных консервов. Производители отмечали, что это позволит торговым сетям сохранить свои предпочтения и не будет стимулировать российских рыбаков к увеличению производства продукции высокой степени переработки.
Причиной для волнений среди предприятий аквакультуры стал запрет на ввоз малька. Отмечалось, что отечественное производство пока готово лишь в малой степени удовлетворить потребность в смолте. Однако затем эмбарго на поставки мальков атлантического лосося и форели сняли.
Наибольшее внимание было приковано к тому, каким образом продовольственные санкции отразятся на состоянии продовольственной сферы. Глава государства Владимир Путин поручил Правительству обеспечить совместно с бизнесом разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров. Премьер Дмитрий Медведев поставил перед Минпромторгом и Минсельхозом задачу осуществлять ежедневный мониторинг рынков и уровня цен. Позднее, в октябре, Правительство утвердило план мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве (в том числе в рыбной отрасли) на 2014 – 2015 годы.
«Мы не ожидаем появления дефицита продуктов питания из-за тех решений, которые приняты в эти дни», – заявил после введения эмбарго министр сельского хозяйства Николай Федоров.
В крупнейшем объединении рыбной отрасли – Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров – отмечали, что для отечественных рыбаков ограничений импорта – скорее положительный стимул к тому, чтобы усилить позиции своей продукции на внутреннем рынке. «Баланс экспорта и импорта в принципе вполне позволяет заместить выпадающую продукцию, но, к сожалению, не по всем товарным группам мы можем произвести адекватное импортозамещение», – комментировал президент ВАРПЭ Александр Фомин.
Введенное эмбарго заставило власти обратить внимание на наболевшие вопросы отрасли. Ситуация широко обсуждалась на площадке Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре: специалисты указали на препятствия, которые мешают замещению импорта и недопущению роста цен на рыбопродукцию, и выдвинули рекомендации по решению проблем – в сфере пограничного контроля, ветеринарного оформления, транспортировки рыбных товаров.
Во время традиционного декабрьского общения с журналистами глава Правительства отметил: когда вводилось эмбарго, власти рассчитывали, «чтобы наши продукты питания появились на наших полках». По мнению Дмитрия Медведева, цель удалось достичь – «по всей стране полки магазинов заполнены российскими товарами». Однако полностью импорт, конечно, не замещен, добавил премьер-министр.
Сменой обстановки на российском рыбном рынке не преминули воспользоваться страны, которые не попали под санкции. Кроме того, Fishnews неоднократно писал, как отреагировали на запрет США, Норвегия, ЕС.
Дискуссии вокруг квот
На протяжении 2014 года вновь активно выдвигались предложения по принципам распределения промысловых лимитов. По итогам апрельского совещания в Магадане Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу совместно с заинтересованными федеральными ведомствами, отраслевыми объединениями подготовить и представить в Правительство согласованные предложения по внесению законодательных изменений в части совершенствования механизма определения и закрепления долей квот добычи ВБР, а также об увеличении срока закрепления долей.
Свои инициативы в этой сфере выдвинуло Министерство по развитию Дальнего Востока. В Минпромторге высказывали мнение, что нужно увеличить срок закрепления долей квот до 20 лет, но с оговоркой – для тех рыбодобывающих компаний, которые осуществляют строительство промысловых судов на отечественных верфях. Не оставалась в стороне от обсуждения и Федеральная антимонопольная служба, чьи инициативы по управлению отраслью произвели немалый шум в 2013 году.
Также в мае депутаты Госдумы внесли на рассмотрение нижней палаты проект федерального закона о закреплении долей квот на 25 лет.
В Министерстве сельского хозяйства между тем неоднократно подчеркивали: срок, на который за пользователями закрепляются промысловые лимиты, может быть увеличен, но при этом будут предусмотрены механизмы, которые, по мнению властей, помогут развивать производство, стимулируют инвестиционную активность в отрасли, позволят избавиться от «квотных рантье».
Росрыболовство выдвигало предложения по изменению отраслевого законодательства – закрепление долей квот на 25 лет; повышение порога обязательного освоения квот для сохранения права на промысел с 50% до 70% за два года и т.д. Особенно острую дискуссию вызвали инициативы по регулированию прибрежного рыболовства. Свою позицию активно высказывали власти приморских регионов и отраслевые объединения. Работу над судьбоносными поправками планируется продолжить в этом году.
С новыми правилами рыболовства
В 2014 году наконец завершился процесс выхода новых правил рыболовства для всех рыбохозяйственных бассейнов. О том, что важнейшие для промысла документы будут переизданы, заявили еще в 2012 году, когда отрасль вернулась в ведение Министерства сельского хозяйства.
Однако процесс занял более двух лет. В декабре Минюст согласовал правила для Северного, Западного, Байкальского, Волжско-Каспийского бассейнов, в ноябре прошел госрегистрацию документ для Западно-Сибирского бассейна. Ранее вступили в силу обновленные правила для Азово-Черноморского, Дальневосточного и Восточно-Сибирского бассейнов.
В Минсельхозе указывали, что задержка с выходом новых правил была связана с необходимостью проведения оценки регулирующего воздействия.
Граница для рыбаков
Важным событием для российских рыбаков отметился последний день 2014 года. 31 декабря президент подписал федеральный закон № 504 «О внесении изменений в статью 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Изменения направлены на установление уведомительного режима пересечения госграницы для отечественных судов, используемых в целях рыболовства.
Перехода с разрешительного режима на уведомительный представители отрасли добивались несколько лет. Вопрос поднимался на разных уровнях: на совещаниях у главы Правительства, у министра сельского хозяйства, в Совете Федерации. За решение проблемы активно выступали ключевые рыбодобывающие регионы.
Законопроект о новом порядке был внесен парламентариями в Госдуму 30 октября. Поправки были рассмотрены в достаточно короткие сроки: 12 декабря законопроект прошел первое чтение в Госдуме, а 19-го был принят во втором и третьем чтениях. 25 декабря документ поддержали сенаторы.
В законодательстве сохраняются требования, которые направлены на обеспечение госбезопасности: необходима передача данных о нахождении судна, должны быть установлены технические средства контроля его местоположения.
И вновь о ветеринарном контроле
Летом с третьей попытки прошел регистрацию в Минюсте новый приказ Министерства сельского хозяйства по выдаче ветеринарных сертификатов, свидетельств и справок – от 17 июля 2014 года № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ВСД в электронном виде». Правовой акт должен вступить в силу 1 марта 2015 года.
Новый приказ по оформлению ветеринарно-сопроводительных документов успел вызвать негативную реакцию среди представителей различных отраслей пищевой промышленности. Отмечалось, что расширение перечня продукции, на которую необходимо будет получать ВСД, станет тяжелым бременем для всех участников продовольственного рынка. На то, что приказ не решает целого ряда вопросов – например, безвозмездного оформления ветеринарно-сопроводительных документов, – указали в ФАС.
В Россельхознадзоре дефекты правового акта признали, а настороженное отношение к электронной ветсертификации привычно объяснили происками предпринимателей, которые занимаются махинациями с продукцией.
В конце ноября Минсельхоз сообщил о намерении внести в приказ № 281 изменения – предусмотреть переходный период для требования оформления ВСД на группы подконтрольных товаров, для которых ветеринарно-сопроводительные документы на бумаге ранее не выписывались.
На слушаниях, которые прошли 19 декабря в Общественной палате РФ, деловое сообщество высказалось за отмену либо радикальное изменение приказа, в том числе в части сокращения перечня товаров, на которые необходимо получать ВСД.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение года активно рапортовала о борьбе с барьерами в сфере оформления рыбы и морепродуктов. Так, в феврале Россельхознадзор заявил, что его сотрудники больше не должны требовать при оформлении продукции водного промысла документы, оформляемые Росрыболовством, так как между ведомствами организовано информационное взаимодействие. В октябре – о том, что в Минсельхоз направлен проект правил назначения лабораторных исследований в целях ветсертификации.
Также в 2014 году продолжилось обсуждение - каким быть новому закону о ветеринарии? В Правительстве четко указали: документ должен быть направлен на оптимизацию государственного ветеринарного контроля (надзора). Работа по устранению проблем в этой сфере должна быть продолжена, подчеркнул премьер Дмитрий Медведев.
В целом проблемы ветеринарного контроля в рыбной отрасли обсуждались на разных площадках. По поручению, которое отдал в октябре заместитель председателя Правительства Аркадий Дворкович, Министерство сельского хозяйства создало рабочую группу по изучению практики осуществления ветеринарного контроля в сфере уловов водных биоресурсов и продукции из них. На заседании группы 19 декабря обсуждалось межведомственное взаимодействие и предложения по изменению приказа Минсельхоза о ветеринарно-санитарной экспертизе морских рыб и икры. Руководитель рабочей группы, первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов тогда раскритиковал работу Россельхознадзора и Росрыболовства. Было отмечено, что нерасторопность чиновников препятствует устранению избыточных барьеров в сфере ветконтроля.
Также 2014 год запомнился выходом новых поручений президента по рыбной отрасли, продолжением работы над правовой базой в развитие закона о аквакультуре (здесь не обошлось без сложностей), изменениями рыбохозяйственной госпрограммы, предложениями по использованию «незаходного» флота, инициативой о запрете дрифтерного промысла лососей.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Январь 2015 г.