АРПП: 30 лет борьбы за отрасль
Приморский край — особый рыбный регион: здесь представлены все направления отрасли. Это и добытчики белой рыбы, и лососевики, и переработчики, и аквафермеры, и трейдеры, и перевозчики, и порты, и предприятия, оказывающие услуги по хранению рыбопродукции… А интересы этих компаний из самых разных сфер уже 30 лет представляет Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья. При этом АРПП не только отстаивает позицию рыбопромышленников, но и принимает участие в формировании отраслевого законодательства и экономической политики страны.
Сплотились в бурное время
День рождения отраслевого объединения — 3 июня 1994 года. Тогда, 30 лет назад, группа предприятий при поддержке краевой администрации создала Ассоциацию рыбаков Приморья (АРП). Ее первым президентом стал Александр Платонов, имевший опыт похожей работы в объединении марифермеров и рыбаков-прибрежников края.
«То время — начало 90-х годов — было бурное и не совсем понятное. Все разваливалось на глазах, предприятия становились самостоятельными, ни на кого не замыкались, настоящего рулевого не было. На заседаниях рыбохозяйственного совета даже не могли точно сказать, кто сколько поймал, кто куда продал: то ли пошло все за границу, то ли на внутренний рынок — тогда даже такой статистики не было. Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Дальрыба» прекратило свое существование, и каждая база флота, каждое предприятие в Приморском крае было вынуждено работать самостоятельно», — вспоминает Александр Платонов.
В этих условиях предприятия и объединились в АРП. Причем первоначально в состав ассоциации вошли в основном крупные и средние компании: большие считали себя достаточно сильными для решения собственных проблем.
АРП, как и другие отраслевые объединения, вступила во Всероссийскую ассоциацию рыбопромышленников (ВАРПЭ). «Мы участвовали в подготовке и проведении двух рыбацких съездов в Москве. Всё кипело, бурно развивалось, к нам действительно прислушивалась власть, и мы могли помогать своим предприятиям, так сказать, выживать в хаосе», — рассказывает Александр Платонов.
В 1996–1998 годах он работал заместителем председателя Комитета рыбного хозяйства администрации Приморского края, одновременно возглавляя ассоциацию. Большую поддержку отраслевому объединению оказал Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, который продолжил сотрудничать с ассоциацией как ТИНРО-Центр и теперь уже как Тихоокеанский филиал Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии.
В мае 1996 года АРП была реорганизована в некоммерческую организацию — Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП).
Главной ее задачей было обеспечение компаний квотами. «Боролись за то, чтобы квоты, особенно валютоемкие, не уходили куда-то на строну. Ведь появились, как тогда говорили, «диванные рыбаки», торговля квотами шла вовсю. И мы старались минимизировать потери от этих продаж», — подчеркивает Александр Платонов.
Остро встала проблема старения флота. Закупка подержанных судов за рубежом ее не решала. Не дождавшись поддержки со стороны регулятора, ассоциация занялась вопросами судостроения сама: представители АРПП ездили в командировки в Санкт-Петербург, Норвегию, искали подходящие проекты. Подготовили программу по развитию прибрежного рыболовства и строительству флота, создали специальный союз проектировщиков, был получен грант, на который разработали проект… Но дальше дело застопорилось: в Приморском крае не удалось найти верфь, которая бы гарантировала сроки и качество выполнения заказа.
Спустя почти 10 лет с момента основания ассоциации Александр Платонов сменил должность, став первым вице-президентом АРПП. Возглавил ассоциацию председатель совета директоров компании «ТУРНИФ» Дмитрий Глотов. «Молодой парень, активный. Мне очень понравилось, что он никогда не выставлял своего мнения впереди мнения ассоциации», — замечает Александр Платонов.
По его словам, при Дмитрии Глотове ассоциация начала активнее себя проявлять, представители АРПП стали «чаще вхожи в высокие кабинеты». Говоря о союзниках ассоциации, Александр Платонов особо выделяет сенатора Людмилу Талабаеву, которая активно защищает интересы рыбаков на площадке Совета Федерации.
В марте 2007 года на общем собрании АРПП был выбран новый президент ассоциации. Все единогласно одобрили кандидатуру гендиректора компании «Далькомхолод» Георгия Мартынова. Он продолжает возглавлять отраслевое объединение до сих пор. С марта 2011 года первым вице-президентом ассоциации является Александр Васьков.
«Быть во главе такой ассоциации довольно сложно. Надо отдавать всего себя этому делу и все время думать только о благе предприятий, улучшать им условия для работы... Конечно, Георгию Геннадьевичу очень трудно, наверное, даже труднее, чем было нам», — рассуждает Александр Платонов.
Сейчас в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья состоит более 30 организаций: тут и рыбаки, и переработчики, и порты, и перевозчики, и аквакультура… Разные сферы, разные и вопросы. Бункеровка, таможенное оформление, налоговое законодательство… Все это АРПП держит в зоне внимания.
Квоты — всему голова
Ежегодно рыбаки Приморского края добывают более 800 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, а рыбопереработчики — выпускают порядка 600 тыс. тонн различной продукции (такую статистику приводит профильное министерство региона).
Компании края осваивают минтай, сельдь, сардину-иваси, треску, палтусов, макруруса, камбалу, кальмаров, северную креветку, крабов, морских ежей, ламинарию. В Приморье свыше 450 рыбопромышленных организаций, региональный рыбохозяйственный комплекс дает рабочие места 15 тыс. человек.
Деятельность ассоциации по-прежнему неразрывно связана с главным рыбацким ресурсом — долями квот на вылов. Когда началась разработка проекта федерального закона «О рыболовстве…», рыбаки Приморья активно включились в процесс. Была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли и члены АРПП. Деятельность в рамках Госсовета и рабочей группы продемонстрировала продвинутость ассоциации по российским меркам. Без преувеличения можно сказать, что АРПП участвовала в формировании принципов отраслевого регулирования, которые были закреплены принятием закона в 2004 году. В том числе главного принципа — долгосрочного распределения ресурсов.
Не осталась АРПП в стороне, и когда создавался механизм «квоты в обмен на инвестиции». Ассоциация регулярно направляла регулятору предложения по доработке этих правил. Так, благодаря активной позиции бизнеса удалось добиться, чтобы на участников программы инвестквот распространялась возможность пользоваться механизмами лизинга.
Ассоциация активно добивалась, чтобы из законопроекта о втором этапе инвестквот и крабовых аукционов убрали положения о квотах моллюсков и других морепродуктов — это очень важно для компаний, работающих в «прибрежке». В результате ресурсы удалось уберечь от перераспределения на торгах, предприятия могут продолжать свою деятельность.
Ряд компаний — членов ассоциации принял участие в программах инвестквот и крабовых аукционах. АРПП продолжает внимательно следить за реализацией этого механизма, направлять предложения по его улучшению, обращать внимание на проблемные вопросы.
Еще одна «квотная» заслуга ассоциации — помощь предприятиям в продлении договоров о закреплении лимитов. В 2018 году проводилась процедура по распределению долей квот на следующий период — до 2033 года, однако новые договоры начинали действовать только с 2019 года. Между тем у ряда предприятий срок действия договоров истекал в ноябре — начале декабря. Таким образом, компании столкнулись с реальной угрозой прекратить работу на пару месяцев.
АРПП обратила внимание на эту проблему. В итоге, согласно вышедшему закону, договоры, срок действия которых истекал ранее 31 декабря 2018 года, были продлены до конца года на прежних условиях.
Лососевые вопросы
По объемам добычи тихоокеанских лососей Приморский край уступает другим регионам Дальнего Востока, однако члены ассоциации работают на этом промысле. Поэтому отраслевое объединение активно участвует в решении лососевых вопросов. В том числе помогает организовать «красную» путину: в состав региональной комиссии по анадромным входит первый вице-президент АРПП Александр Васьков.
В этом году перед лососевиками встала серьезная проблема. В середине июля должен был завершиться срок действия договоров на участки, а нормативная правовая база не позволяла оперативно, до конца путины, продлить договоры пользования РЛУ. Таким образом из промысла могла «выпасть» половина участков для добычи лосося в крае.
Региональные власти и АРПП обратились по этому вопросу к госорганам. В итоге большой список изменений в отраслевое законодательство, который рассматривался в Госдуме, был дополнен еще одним положением, автоматически продляющим договоры по участкам. В конце мая закон подписал президент.
Ассоциация также внимательно следит за введением новых принципов распределения рыболовных участков, которые распространяются на РЛУ для добычи анадромных видов рыб. Реализация этих положений определит, на каких условиях добытчики лосося получат участки на новый срок.
Дела глубинные
Планомерно отстаивает АРПП интересы предприятий, занимающихся глубоководным промыслом — добычей макрурусов и крабов-стригунов (красного и ангулятуса). Компании Приморья стали одними из первых в этом виде рыболовства, добившись значительных успехов.
«Это наши возможности, наши резервы. Сохранить и улучшить результаты, которых добились российские рыбаки, — государственная задача», — отметил Георгий Мартынов.
С такой позицией солидарно и руководство отрасли. «В течение десятилетий, полагаю, глубоководный промысел будет так или иначе расширяться», — высказал мнение руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в интервью Fishnews.
Изъятие квот после первых крабовых аукционов усложнило работу пионеров глубоководного промысла. АРПП активно добивалась исключения глубоководных видов из второго этапа, и в конце концов государство согласилось с аргументацией представителей отрасли. Таким образом был спасен бизнес рыбопромышленников, исторически много лет осваивавших этот ресурс и инвестировавших полученные доходы в другие направления.
При этом уже долгое время продукция из глубоководных крабов не может выйти на российский рынок: мешает специфическое нормирование по содержанию мышьяка. В законодательстве России и ЕАЭС в целом это вещество не разделяется на органический и неорганический виды. В результате экологически чистые и востребованные за рубежом товары не проходят лимит — не более 5 мг/кг.
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья много раз поднимала тему с мышьяком. К решению вопроса подключились другие отраслевые объединения, профильный комитет Совета Федерации, правительство… Признают проблему и в Росрыболовстве: по данным ведомства, потери рыбного рынка от неактуализированной нормы оцениваются в 160 тыс. тонн продукции. Но пока необходимые изменения не внесены и АРПП продолжает на всех возможных площадках привлекать внимание к нормированию мышьяка.
На пульсе внутреннего рынка
Ассоциация всегда отслеживала, как изменения в отрасли отражаются на стоимости рыбопродукции для россиян. Регулярно выдвигает АРПП и свои инициативы по повышению доступности рыбы и морепродуктов на внутреннем рынке.
В октябре прошлого года президент дал поручение правительству — подготовить дорожную карту по увеличению потребления отечественной рыбной продукции в РФ. Ассоциация оперативно сформировала ряд предложений в этой сфере.
Так, по мнению АРПП, необходимо вернуть целевые показатели потребления в стратегию развития рыбохозяйственного комплекса, отраслевую госпрограмму. Кроме того, считают члены ассоциации, следует поддержать предприятия, поставляющие уловы на внутренний рынок. Также в ассоциации предложили варианты снижения стоимости доставки рыбы, например через поддержку автомобильных перевозок. Обсудили возможность использования топливных субсидий, варианты популяризации рыбы и морепродуктов. Все эти инициативы были озвучены сенатору Людмиле Талабаевой и отправлены в Совет Федерации.
Понимая важность экспорта
Большое внимание уделяет АРПП и вопросам экспорта. Отраслевое объединение указывало на сложности с электронным декларированием при продажах за рубеж живого гребешка из Приморья, на проблемы с пропускной способностью погранперехода «Краскино — Хуньчунь», через который в Китай поступает российский живой краб. Сейчас пункт пропуска усиленно модернизируют.
Ассоциация плотно занимается темой экспортных пошлин. По мнению Георгия Мартынова, в нынешних условиях стоит подумать над смягчением таможенно-тарифного регулирования.
АРПП активно налаживает связи с зарубежными партнерами, в частности представителями Китая. Делегаты от ассоциации принимают участие во встречах с представителями Даляня, Хуньчуня и других городов КНР, причем обсуждается не только торговля рыбной продукцией, но и перспективы сотрудничества в судостроении, судоремонте, логистике, поставках оборудования.
Облегчать путь уловам
Вопросы логистики — насущная тема для ассоциации. На долю Дальневосточного бассейна приходится две трети объема российского вылова, а Приморский край, по сути, рыбный хаб всего Дальнего Востока. В АРПП входят крупнейшие в стране порты, через которые осуществляется перевалка уловов, — Владивостокский морской рыбный порт, «Далькомхолод», Диомидовский рыбный порт. Общий грузооборот рыбопродукции в портах Приморья в прошлом году превысил 1 млн тонн.
Рыбу и морепродукты принимают логисты, и она едет в другие регионы России и за рубеж. В 2023 году с территории Приморского края отправлено 745 тыс. тонн рыбопродукции, из которых 734 тыс. тонн пришлись на железную дорогу.
Отраслевое объединение не раз озвучивало инициативы по упрощению и удешевлению доставки рыбопродукцию в западную часть страны. Так, АРПП предлагала ввести субсидии не только для железнодорожных, но и для автомобильных перевозок рыбы.
Единым фронтом
У АРПП налажены тесные связи практически со всеми остальными объединениями рыбной отрасли нашей страны. Но теснее всего, разумеется, с дальневосточными. В 2020 году был создан Координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока, в котором аппарат АРПП играет организационную роль, ведет документооборот.
Каждый вторник координационный совет на площадке Fishnews Online собирается на планерки по видеосвязи и обсуждает насущные проблемы отрасли и пути их решения. Такие встречи позволяют вырабатывать общую позицию по наиболее волнующим вопросам, обмениваться информацией. Это, в свою очередь, помогает ассоциациям готовить совместные решения и предложения для федеральных органов власти.
Публичность как стратегия
«Иногда мы добивались успехов с помощью публикаций о своих действиях, намерениях властей, отдельных недобросовестных рыбаков. Когда все всплывало наружу, становилось публичным, у властей не оставалось другого выбора, кроме как идти навстречу рыбакам», — обращает внимание Александр Платонов.
Эти традиции продолжает и нынешнее руководство ассоциации. Общаться со средствами массовой информации — неотъемлемая часть работы рыбохозяйственных объединений, считает Георгий Мартынов. АРПП плотно взаимодействует со СМИ, дает комментарии по самым актуальным для рыбной промышленности темам.
Ассоциация ведет полноценную информационную политику, расставляя акценты. Открытое общение с журналистами позволяет широко осветить проблемы, которые волнуют рыбаков. Это еще и хорошая возможность доступно рассказать о профессиональных вопросах, показать, чем живет отрасль.
Всестороннее погружение
Одной из причин эффективности и долголетия АРПП Георгий Мартынов считает кадры, работающие в аппарате объединения.
«Члены ассоциации доверили возглавить АРПП мне и Александру Петровичу Васькову, мы оба проработали всю жизнь в отрасли. Александр Петрович много лет стоял на промысловой палубе, был начальником экспедиции — он понимает функционирование всего рыбохозяйственного комплекса. Я трудился в управлении «Востокрыбхолодфлота», знаю хорошо работу транспортно-рефрижераторного флота, портов.
Кроме того, мы занимали посты в региональном департаменте рыбного хозяйства, предыдущие руководители ассоциации тоже прошли государственную службу. Так что мы знаем отрасль не только как рыбаки, но и как чиновники. Наверное, сочетание этого дает весомые преимущества, которые понимают члены АРПП», — отмечает глава отраслевого объединения.
Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Июль 2024 г.